Историческая справка

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ С. ТЕЛЕБУКИНО

Преображенская церковь в Телебукино5В 1693 г. одним из владельцев сельца Телебукина – Степаном Яковлевым Якушкиным был построен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделами апостола Иакова и святителя Николая. В 1845 г. этот храм был перестроен князем Николаем Васильевичем Максутовым, при чем приделы и колокольня были уничтожены; указом Консистории от 27 апреля того же года за №2843 он обращен в кладбищенский.
По указу Консистории от 28 марта 1883 г. за №2218 храм этот был возобновлен на средства прихожан, переименован Покровским и освящен 4 сентября того же года. В нем совершалось богослужение только в зимнее время.
В 1807 г. помещиком Андреем Михайловичем Якушкиным представлены были на утверждение епархиального начальства план и фасад каменной Преображенской церкви, на построение которой в том же году дана была и благословенная грамота; но устроительницей ее считается Варвара Михайловна Якушкина. Преображенская церковь представляла собой квадрат, по длине и ширине стены были одинаковыми. Три престола в ней устроены в один ряд – главный – в честь Преображения Господня, по правую сторону — святого апостола Андрея Первозванного и Иакова брата Господня и по левую – в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары; первый престол был освящен 5 сентября 1849 г., второй — 17 февраля 1829 г. и третий — 3 октября 1837 г.; четвертый престол – во имя святого Пимена Великого — на 2 этаже освящен 27 августа 1888 г. Стоящая отдельно от церкви каменная колокольня построена в 1860 году помещиком Максутовым Александром Николаевичем. Вокруг церкви каменная ограда, построенная в 1911 году на средства благотворителей. Сельская школа, основанная поручиком Алексеем Петровичем Олениным, существовала с 1875 г. и помещалась в собственном доме, построенном под одной кровлею с церковной сторожкой.
Служба в Преображенской церкви продолжалась до 1965 года, когда храм был закрыт. В дальнейшем в здании церкви размещались колхозные зерновые склады совхоза «Заречный», затем гараж Телебукинского крахмального завода. В 1990 году Преображенская церковь была передана верующим, вскоре там начались восстановительные  работы. С 1992 года храм открыт для церковных служб, и сегодня там проходят церковные богослужения. Первым настоятелем и ныне служащим после открытия разорённого храма является протоиерей Василий Зайцев.

ХРАМ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ДИОМИДА С. ПЕРВО

храм дионида в перво

Перье (Перво) в качестве села упоминается в подлинной писцовой книге Воейкова за 1628 и 1629 гг. Там же упоминаются две церкви – Богородицерождественская и Пятницкая. По окладной книге 1676 года в селе Перье значится церковь Великого Чудотворца Николая. В начале XVIII века в селе Перье встречаются снова две церкви: деревянная — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная около 1720 года, вместо обветшавших церквей — Богородицерождественской и Пятницкой, и каменная также в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Никольским. За период с 1742 по 1760 гг. деревянная церковь  несколько раз перекрывалась и исправлялась. В 1786 году прихожане Богородицерождественской церкви в своем обращении к преосвященному Симону (Лагову) просили «деревянную церковь за ветхостью уничтожить». Однако, Указом Консистории от 25 февраля 1788 года, деревянную в селе Перье церковь предписано было привести в надлежащее благолепие, а упразднить не велено, так как она значится штатной. В 1847 году была начато строительство в с. Перье каменной церкви в честь святого мученика Диомида помещиком Андреем Ивановичем Гильтебрантом. В ведомости 1915 года имеется приписка, что новый, однопрестольный храм во имя святого мученика Диомида заложен был в 1848 г. «сооружался до 1861 года исключительно на средства покойного помещика Андрея Ивановича Гильтебранта. Постройка храма сего, его стараниями доведена была до купола, затем дальнейшая постройка была производима на собранные деньги по книжкам, выданным Епархиальным Начальством. В настоящее время постройка храма сего, как внутри, так и снаружи окончена. Храм сей освящен в 1901 году, августа 21 дня. Холодный». С 1861 г. в с. Перье существовала земская школа, в которой местный священник состоял законоучителем.

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ П. ЛАШМА

христорождественская церковь в лашме

Небольшая кирпичная одноглавая церковь с отдельно стоящей надвратной колокольней под луковичным куполом. Сооружена в 2002-2004 гг. при помощи международного фонда «Храмы российской глубинки».

 

 

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.БАБИНО-БУЛЫГИНО

бабино-булыгино

Впервые село Село Бабенка (Бабино-Булыгино), стоящее на правом берегу реки Оки, в качестве села упоминается в подлинных писцовых и межевых книгах за 1628 и 1629 годы. Там сказано, что в «селе имеются две церкви — одна во имя Воскресения Христова и другая в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви деревянные с резными иконостасами и местными чтимыми иконами. Богослужебными книгами и необходимой утварью обе церкви были полностью обеспечены. Звонница увенчана несколькими колоколами приятного звона. В церкви служили поп Василий, поп Ларион, поп Симеон да дьячки Ивашка и Казарка. Но уже в окладных книгах за 1676 год Пятницкая церковь в селе Бабино не упоминается, а сказано только про храм Воскресения Христова, что там «значится двор попа Григория, Василия, Федора и дворы дьячков и пономарей». При храме числилось церковной земли 20 четвертей в поле и сенных покосов на сто копен. В 1684 году Пятницкая церковь вновь появляется в записях окладных книг. Там про неё сказано, что «Пятницкая церковь стоит без пения, а кладбища у той церкви по меру 50 сажен и церковной земли 20 четвертей в поле и шесть десятин сенных покосов возле Питанского озера». В писцовых книгах Касимова за 1684 год в селе Бабино при церкви Воскресения Христова уже упоминается придел Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянное здание церкви простояло до 1740 года. Тогда же касимовский комиссар Федор Скорняков на свои средства начал строительство новой каменной церкви в селе Бабино. Точное время освящения храма неизвестно. Знаем только, что в 1787 году в церкви был устроен теплый придел в честь Рождества Богородицы, а главный престол был посвящен Воскресения Христову. В 1788 году помещик Василий Губарев написал прошение Архиепискому Рязанскому Симону, где изложил свои намерения в отношении Бабинской церкви. Губарев просил благословения на постройку нового иконостаса, обновления алтаря и других строительных работ. К тому же он хотел расписать стены храма фресками и просил переименовать храм в честь Преображения Господня. Архиепископ дал «добро» с условием согласия прихожан. Скоро обновленный храм принял своих прихожан. При церкви значилась земля: усадебная – 3 десятины, пахотная -30 десятин, леса -3 десятины. В приход входили села: Бабино – 17 дворов, Булыгино – 41 двор, Овчинники – 17 дворов, Ашуково – 28 дворов, Починки – 80 дворов, Неклюдово – 29 дворов. Всего прихожан числилось 742 мужика и 862 женщины. По штату в храме полагались 2 священника, 2 дьякона, 2 дьячка, 2 пономаря. В клировой ведомости за 1915 год указано, что церковь как и колокольня каменная. Вокруг церкви была устроена кирпичная ограда с деревянными решетками и двумя воротами. Престолов в церкви было два: в настоящей — во имя Преображения Господня, а в пределе — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церкви принадлежало каменное здание церковноприходской школы, построенное в 1915 году. О закрытии храма в советское время нет никаких сведений. Ныне храм содержится в приличном состоянии, и там проходят церковные службы.

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ С. БАЛУШЕВО-ПОЧИНКИ

балушево-починки

Крестовоздвиженская церковь построена не позже начала 17-го века. Кирпичная, в духе эклектики, с колокольней. Приделы Знаменский и Никольский. 27 сентября 2012 года, в день праздника Воздвижения Креста Господня, Преосвященный епископ Дионисий совершил великое освящение Знаменского придела, а по окончании чина освящения Архипастырь совершил первую Божественную Литургию после запустения храма во времена лихолетий.

Комментирование запрещено